Я сам
Примерно с полутора лет маленький человек начинает осознавать себя как личность. Он пока не знает – мальчик он или девочка, но точно знает, что он есть. Силе этого знания стоило бы поучиться взрослым. Именно оно вдохновляет на различные подвиги: начиная с познания мира и заканчивая спасением на пожаре. «Я сам! Я могу», - как часто этого не хватает в жизни взрослых людей. А трёхлетний малыш хочет и может.
Но одновременно с этим осознанием приходит конец спокойствию родителей. Этот период жизни психологи характеризуют как кризис 3-летнего возраста. Ещё совсем недавно папа и мама не знали, чем занять неугомонное дитя, а сегодня бегут в комнату, если вдруг там стало тихо. Что кроется за пугающей тишиной? Опасения родителей не безосновательны. За закрытой дверью идёт всё тоже познание мира. В тишине комнаты малыш потрошит подушку, пытается разобрать мобильный телефон или вставить шпильку в розетку. Подобный опыт может быть опасен в первую очередь для здоровья ребёнка. Что же делать?
Ругать и запрещать бесполезно. В этом возрасте ребёнок не только осваивает окружающее пространство, но утверждается, требуя признания. Все замечания и требования родителей он ставит под сомнения. Именно сейчас он проверяет на прочность самых близких людей. Малыш способен прибегать даже к шантажу: отказам от пищи и сна, истерикам на публику. Каждое действие взрослых вызывает непременное его противодействие.
Основные признаки кризиса 3-летнего возраста:
- упрямство – стремление делать всё наперекор, даже если это идёт во вред себе;
- негативизм – отрицание всего, что связано с требованиями взрослых;
- строптивость – протест против чужих порядков;
- своеволие – стремление к принятию самостоятельных решений;
- падение авторитетов – родителей перестают считать главными людьми;
- деспотизм – качество присущее единственным детям в семье; в многодетных семьях оно проявляется ревностью к братьям и сёстрам;
- оценка своих достижений, неудач и бурная реакция на них;
- воображение, проявляющееся в выдумывание ситуаций, а иногда и в их прогнозировании;
- развитие речи, сопровождающееся повышением голоса.
Как с этим бороться? Худой мир всегда лучше доброй войны. Для начала постарайтесь стать соучастником действий малыша. Если ему интересно устройство мобильного телефона, то разберите старый аппарат вместе с ним, походу комментируя демонтаж. Приглашайте его в свои занятия. При приготовлении обеда показывайте и рассказывайте, что вы делаете. Можно даже дать посильные задания: разложить столовые приборы. Самооценка поднимется, капризов станет меньше, да и в пустой комнате оставлять одного не придётся. Поощряйте самостоятельность малыша. Научитесь уважать его мнение.